Вера Гаврина: «Публичность не так важна, как опыт»

BROSKO — броское название ростовского ателье, талантливой владелице которого удается выпускать в год более тысячи лейблов. О том, какие перспективы таит наш город для дизайнеров одежды, что поможет молодым талантам «выйти из тени», а также о том, почему индивидуальный пошив всегда будет в почёте URPUR.RU узнал в беседе с модельером Верой Гавриной.

Вера, расскажите о своем выборе. Как вы пришли в профессию?

В детстве я очень любила играть в куклы, наряжать их и придумывать новые образы. Моя любимая бабушка была модницей и рукодельницей, так что перед моими глазами был пример того, как воплощать в жизнь свои задумки. Я шью с ранних лет. Долгое время я занималась индивидуальным пошивом. Мое ателье сотрудничало с магазинами люксовых брендов, благодаря чему я открыла для себя множество ньюансов конструкторской и технической обработки изделий.

Кто вы: дизайнер или портной?

Я считаю, во мне гармонично сочетаются и дизайнер, и портной. У меня долгое время была проблема: я не знала, как себя позиционировать. Спустя годы я пришла к тому, что я всё же больше портной, чем дизайнер. Наши известные российские метро, изначально — модельеры. Я думаю, это слово объединяет художественный вкус и способ воплощения. Если углубляться в терминологию, то разница между понятиями есть. Но в привычном для слуха и восприятия виде я — модельер. Можно ли быть дизайнером одежды, который не шьет? Мне сложно такое представить. Можно получить азы швейного мастерства и потом уйти в создание эскизов. Мировые кутюрье присутствуют на примерках, участвуют в производственном процессе, контролируют процесс создания вещей на разных этапах. Это я называю полным погружением, глубокой любовью и фанатичным отношением к своей работе.

   

 

Шитьё - ваше увлечение с детства. Где вы совершенствовали свои знания, умения и навыки?

Вы знаете, я очень много времени говорила всем, что я самоучка, что у меня нет профобразования. Вообще, я училась в техникуме легкой промышленности на курсе модельер-конструктор одежды, обуви. В свободное от учебы время я вовсю совершенствовала свои навыки: шила для учителей, одноклассников. Техникум дал мне какое-то понимание дела, азы ремесла. Я считаю, мне повезло, что я его не закончила (смеется). Ведь именно благодаря этому у меня была возможность всё придумывать самой, я была вольна выбирать способы, которые мне удобны. Самообучение позволило мне, как губке, впитывать лишь только наиболее важное и интересное для меня. Кроме того, я выработала свою систему работы.

Не становится ли это причиной конфликтов с мастерами, которых вы берете на работу?

Профессиональных швей, которые работают строго по технологии, иногда приходится переучивать. Что-то из моих «правил» мастера могут не понимать, что-то — не принимать. Пусть в их глазах это выглядит неправильным, но это — мой фирменный стиль, дизайнерский стежок. На создание этого стиля, который отличает меня от других, ушли годы обучения и работы. Я его придерживаюсь и совершенствую.

 

 

Почему людям нравятся вещи, которые создает ваш бренд?

Ко мне приходят люди, которые говорят: «Мне сшили эту вещь и мне она не понравилась». Это не всегда означает, что мастер плохой. Фасонность и лоск вещи придает именно дизайнерский крой, индивидуальный почерк портного. Я наработала навык впервые видя человека, довольно точно составлять его психологический портрет. Именно это помогает мне создавать вещи, которые не только идеально сидят по фигуре, но и отвечают истинным внутренним потребностям человека, отображают его исключительность, подходят по типу внешности и характеру. Чем занимается человек, что любит и хочет транслировать миру? — ответы подскажут, в какую сторону сделать выбор: элегантности и романтичности в стиле Chanel, строгости а-ля Valentino, Blugirl, рюшей или кожаных вставок. Среди моих клиенток есть очень экстравагантная дама. Она бесподобна в вещах в стиле Balenciaga и Gautier. Мне принципиально важно, чтобы мои вещи носились. Я получаю удовольствие, когда люди приходят спустя несколько лет в пальто BROSKO, вещи не забрасывают на дальнюю полку в шкафу. Значит, человек чувствует себя в них комфортно, они ему подходят. Значит, я справилась с задачей.

Что насчет вашего личного стиля в одежде? Какие вещи вы выбираете для себя?

Какого-то единого стиля нет. Есть люди романтического типа, они любят носить воздушные платья, но грубая одежда оверсайз им не подходит. Я могу надеть всё что угодно и мне будет комфортно. Я не ношу покупные вещи категорически. Однажды я купила очень модное платье. Мне захотелось его купить, хотя я могла бы его сшить. Выглядело оно, что называется, дорого. На первый взгляд, всё в нем было прекрасно: лаконичное, спереди — кожа, сзади — резинка...Надела я его один раз. Весь день не отпускала мысль, будто в нем чего-то не хватает. А не хватало чего-то личного, изюминки. В нем я не чувствовала себя естественной, особенной. Пусть это будет простое платье, но такое, каким я его себе представляла.

 

   

 

Себе в команду вы тоже набираете модельеров, у которых есть и технические навыки, и художественный вкус?

У меня долгое время трудились обычные швеи. Я выступала закройщиком, исполнителем, разрабатывала лекала, раскраивала, объясняла, и мастера отшивали по установленным мной правилам. Сейчас я набираю людей-модельеров, и мне потребовалось время, чтобы к этому прийти. Швеи четко выполняли то, что нужно. Модельеры — творческие люди, у них есть свое мнение. Я чувствую в себе силу и возможность контактировать, находиться в командном поиске решений.

Может ли ваш бренд дать толчок, открыть возможности перед молодыми, амбициозными, талантливыми модельерами?

Я решила с этого года немного поменять концепцию бренда, привлекать молодых, талантливых и амбициозных модельеров, выпускников и самоучек, и создавать коллаборации, продвигаться вместе. Я буду рада свежим идеям, подходящим концепции бренда. Также я хочу чаще знакомиться и работать с имидж-консультантами.

У нас, в Ростове есть несколько модельеров, которые создали собственный бренд и открыли свои магазины. Вы общаетесь с ними?

Ростов тесен! Все закупаются тканями и фурнитурой примерно в одних и тех же магазинах, я часто пересекаюсь там с другими швеями, модельерами. Но, к этому, пожалуй, и сводится всё наше общение. Есть ощущение, что в нашем городе нет здоровой конкуренции, все смотрят друг на друга, как на врагов народа, совместное участие в проектах или форумах или просто приятных посиделках — большая редкость. Надеюсь, в этом году, не без помощи вашего портала, сформируется некое сообщество талантливых модельеров, дизайнеров, которые стремятся развиваться, выходить за пределы города, общаться, собирать форумы, показы и другие мероприятия. Очень хотелось бы, чтобы в Ростове проводилось больше ярких мероприятий для молодых дизайнеров. Я с удовольствием принимала бы в них участие. Модные события, которые сейчас проходят в нашем городе, не дают такого выхлопа, который может дать качественное мероприятие: где-то не хватает денег, где-то — людей, где-то — желания сделать действительно нечто грандиозное.

 


Насколько перспективен наш город для начинающих модельеров?

Прозвучит банально, но у нас много красивых людей, которые хотят выделяться посредством одежды. Однако, присутствует комплекс провинциализма. Многие выбрали «своего» героя принялись ему во всем подражать. Очень печально встречать образы, созданные будто под копирку. Если выбранный внешний вид ещё и не подходит, то выглядит это нелепо. Шоурумы заполонили город, но большинство из них ориентировано на один сегмент: стройных девушек примерно одного возраста. Цены отличаются, вещи — одинаковые. Все купили вещи на одном складе, всё друг у друга скопировали. С одной стороны это хорошо: есть массовый спрос и можно этим пользоваться. Обратная сторона медали — вещи с «индивидуальностью» ценят в узких кругах. Я считаю, обилие шоурумов не должно останавливать модельеров творить: во все времена индивидуальный пошив считался привилегией высших слоев общества.

Что же мешает талантливым модельерам «выйти из тени»?

Думаю, то же, что и мне - боязнь публичности. Творческим людям присущ трудоголизм и некое отстранение. Я считаю, что публичность не так важна, как опыт. Только в этом году я со скрипом начала вести свой инстаграм, фотографироваться для соцсетей, и это настоящая каторга! Я всегда считала, что мне это не нужно, неинтересно. Но, как говорится, жизнь заставила. Для меня было большим открытием, что чужим людям действительно могут быть интересны подробности моей личной жизни. К тому же, мне, как творческому человеку, не свойственен и предпринимательский талант, умение продавать себя. Я считаю, что сейчас модельерам — самое время «выйти из тени». Помочь это сделать может талантливый продюсер, рекламщик. 

У вас есть такой человек?

У меня нет такого человека. Все — своим трудом. Но о том, чтобы привлечь сммщика, я раздумываю.

 

 

Вы считаете, шоурумы, перепродающие одежду, не составляют конкуренцию ателье?

Да, конечно, конкуренцию составляют. Шоурумы сейчас на каждом углу. Я убеждена: когда чего-то становится слишком много, интерес быстро теряется, качество портится. Всегда есть пласт людей, которые предпочитают одежду, сшитую на заказ. Некоторые девочки присылают мне модели закупочной одежды и просят сшить точно такое же. Но почему они выбирают индивидуальный пошив? Потому что ткань будет лучше, а качество изделия - стоять своих денег. Это будет вещь, а не тряпочка. Ателье составляют сильную конкуренцию еще и потому, что во времена автоматизации ручная работа очень ценится, к тому же, тренд всеобщей индивидуализации неслабо подкрепляет интерес ко всему особенному, небанальному.

Приходится ли подстраиваться под масс-маркет? Что обеспечивает стабильность вашему бизнесу?

Ох уж эти метания...Когда ты понимаешь, что «не зашло», и приходится подстраиваться под масс-маркет. Я выработала свою тактику, я балансирую. У меня в коллекциях есть масс-маркет, который придут и купят, есть вещи для клиентов с более изысканным вкусом, которые тоже придут и купят. Я стараюсь не акцентировать изделия на определенный слой, стараюсь миксовать. Клиенты приходят разные, мы шьем уже для трех поколений людей. Получается, нужно делать вещи, среди которых человек любого возраста найдет что-то для себя. Это вполне может обеспечить стабильность бизнесу.

В чем сложность в короткие сроки сделать бренд узнаваемым и привить к нему любовь?

Не думаю, что дело в трудностях. Лично меня подталкивает мой энтузиазм. Если я захочу и вложу ресурсы, то определенной цели добьюсь.

 

 

 

Что впереди? Расскажите о ваших планах

Я почувствовала, что зашла в тупик: из Ростова переезжать не хочу, но развиваться очень хочется. Планы у меня наполеоновские. Недавно связывалась с Институтом моды Марангони — старейшем в Европе, где обучают дизайнеров и стилистов, оказалось, без знания языка там делать нечего. Но всё реально, если пройти курсы. Академия Славы Зайцева в Москве - более реальная цель. Обучение непременно даст толчок, раскроет новые механизмы работы, даст то, что я смогу применить на своем бренде в Ростове. Хотя, конечно, даже столица не сравнится с Европой. Мой интерес вызывает грузинская неделя моды, т. к. она международная. Там совсем другой менталитет. Если у нас редкие модные события - это больше «понты», то там заинтересованность в искусстве — превыше. Мне кажется, сейчас это наиболее доступное и интересное событие, куда стоит стремиться попасть. В этом году я решила немного изменить концепцию BROSKO, уделив повышенное внимание коллаборациям. Сейчас готовимся к выходу капсулы в сотрудничестве с Араиком Кристом.

Чего ждать от новой коллаборации?

Здесь есть, где разгуляться фантазии! Это будет линия мужской одежды в стиле BROSKO и Араика Криста. Я думаю, вещи из капсулы будет непременно отличать необычный крой, яркие цвета, блестящие ткани, игра фактур. Думаю, этот проект будет очень ярким.

 

Следим за творчеством Веры Гавриной в Instagram: @veragavrina1185