На сегодняшний день, франчайзинг - достаточно популярная бизнес-модель. Если мы посмотрим на торговые марки и заведения вокруг нас, то около 85% работают по франшизе. Что же такое франчайзинг и о чем нужно знать, открывая свое дело? Если коротко, то франчайзинг (от английского «franchise» - лицензия, привилегия) - это вид бизнеса. В нем участвуют франчайзер -владелец марки, кто продает право на использование технологий ведения бизнеса, и франчайзи - покупатель права вести идентичный бизнес под чьи-то брендом за соответствующее вознаграждение. Условия франчайзинга настолько разнообразны, насколько богата фантазия франчайзера, так как он диктует свои условия, ведь в его же интересах развить стой бренд и защитить свою репутацию.
Теперь подробнее остановимся на плюсах и минусах ведения бизнеса по франчайзингу. Для примера возьмем ростовский магазин женской одежды местного производства (далее будет обобщенная информация, так как условия договора франчайзинга строго не регламентированы и отличаются у каждого бренда-франчайзера).
О ПЛЮСАХ
Итак, вы решили открыть свой бизнес по франчайзингу. Среди плюсов для вас будут:
> бизнес под известным брендом. Соответственно о компании уже известно, компания на рынке занимает свою нишу, есть свои потребители;
> уже готовая маркетинговая стратегия, готовая система скидок, наличие макетов брошюр, постеров и т.д.;
> готовый подробный дизайн-проект помещения и тех-задание;
> инструктаж по мерчендайзингу с рекомендациями по каждой коллекции и капсуле;
> поддержка и консультация со стороны франчайзера по любым вопросам, как на момент запуска магазина, так и в процессе ведения бизнеса. Например, опытный франчайзер одобрит место будущего магазина, только если оно подойдет по всем параметрам, о которых начинающий бизнесмен может и не догадываться. После запуска магазина франчайзер будет требовать предоставлять систематизировано данные о работе магазина (количество продаж по каждой категории товара, количество зашедших в магазин потенциальных покупателей, средний чек и так десятки показателей). Это позволит провести анализ эффективности работы Вашего магазина и дать дальнейшие рекомендации по её оптимизации. Тут я советую разобраться самим в анализе – это будет не лишнем, но даст Вам понимание вашего бизнеса и отличные навыки работы с цифрами и формулами!
О МИНУСАХ
Что касается минусов франчайзинга, то здесь стоит отметить следующее:
> Право работать под известным товарным знаком обойдется в немалую сумму. Цена, как правило, зависит от раскрученности бренда;
> Вам, как франчайзи придется обязательно выполнять все требования франчайзера, иначе договор может быть расторгнут франчайзером в одностороннем порядке. Поэтому нужно для себя определить: сможете ли Вы работать по жесткой схеме и под жестким контролем?
> Отсутствие, как правило, права выбора поставщиков оборудования или контрагентов, даже при самых невыгодных условиях контрагента или поставщика. А значит, нет возможности снизить издержки;
> Ежемесячная оплата франчайзеру за работу по франшизе. На практике бывают разные условия оплаты: фиксированная – чаще всего, или процент от прибыли;
> при банкротстве франчайзера вся сеть прекращает работу, в том числе и Ваш магазин.
Перечислив основные плюсы и минусы, остается дать рекомендации, на что обратить внимание перед заключением договора франчайзинга.
> банально, но читайте договор внимательно!!! И тот вариант, который прислан вам для ознакомления, и тот, который Вы собираетесь подписывать;
> выпишите все обязательные требования франчайзера и попробуйте, хотя бы примерно, просчитать, что за собой влечет каждое требование: плюсы, возможности, минусы и какие затраты они повлекут;
> выпишите все обязанности с Вашей стороны и, аналогично, просчитайте их;
> просмотрите социальные сети бренда, отзывы о бренде, почитайте политику работы компании с которой Вы планируете подписать договор. Может быть, есть возможности побывать на производстве – это даст большее представление о качестве товара; зайдите в уже работающие магазины, обратите внимание на детали работы магазина и оформление зала;
> изучите работу магазинов – основных конкурентов Вашего будущего франчайзера;
> выпишите все вопросы и неясные для вас моменты и задайте их представителю бренда. Если для вас эти моменты принципиальные – попросите их прописать в договоре;
> уточните с представителем бренда каким способом и с кем можно будет консультироваться по возникающим вопросам в процессе запуска магазина и его дальнейшей работы;
> изучите будущее место нахождения Вашего магазина. Расспросите рядом расположенные магазины и организации о том, какие возникают проблемы с коммуникациями, провайдерами, посетителями данного торгового центра или руководством торгового центра (если магазин открывается в торговом центре). Ведь, с большей вероятности, с этими проблемами придется столкнуться и Вам. Немаловажно удобное местоположение и способ подъезда к магазину или торговому центру;
> обратите внимание на требования по минимальному заказу товара: как часто необходимо делать заказ и на какую минимальную сумму? Есть ли требования к капсульности коллекции и минимальному заказу количества вещей из одной капсулы? Уточните требования по размерному ряду при заказе товара для Вашего магазина;
> уточните какие есть возможные способы реализации товара из прошлой коллекции, и как реализовать товар, оставшийся после периода распродажи. Некоторые бренды запрещают вывешивать изделия в торговый зал, если они относятся к прошлой коллекций или сезону и не были распроданы в период распродажи.
Вот основные моменты бизнеса по франчайзингу, но это только ОСНОВНЫЕ! Не спешите с решением, взвести все «за» и «против». В мире существует достаточно примеров всеми любимых брендов, франшизы которых успешно работают и увеличивают свою сеть магазинов ежемесячно или даже еженедельно как по стране, так и во всем мире.
Анна Гетманская